Одновременно с созданием двигателя внутреннего сгорания конструкторы должны были решать и важнейшую задачу его охлаждения во время работы. Понятно, что в качестве самой первой охлаждающей жидкости использовалась вода, но уже в 20-е годы прошлого века появилась специальная жидкость с низкой температурой замерзания, изготовленная на основе глицерина. Она получила название антифриз (от греч. anti – против и английского freeze – замерзать). Но эти составы отличались высокой вязкостью и плохой текучестью, поэтому к концу 30-х годов практически во всем мире перешли на антифризы на основе этиленгликоля.
Основа всех современных охлаждающих жидкостей, а это до 90% массы, – этиленгликоль и вода. Остальные 10% — специальные присадки. Но именно они определяют качество и класс антифриза. Присадки придают жидкости антикоррозионные, антикавитационные, противопенные свойства, определяют срок эксплуатации, а также формируют стоимость окончательного продукта. Современные антифризы условно делятся на четыре группы: основная, безнитритная, безсиликатная и гибридная.
Использование некачественного антифриза может привести к образованию накипи, коррозии, размораживанию системы охлаждения, перегреву и полному выходу из строя двигателя.
Наибольшие враги системы охлаждения это накипь и коррозия металлических деталей. Из-за них уменьшается объем системы охлаждения, сужается сечение трубопроводов, а также каналов в двигателе и радиаторах. Отрываясь от стенок, частицы накипи и ржавчины могут доставить дополнительные неприятности: заклинить термостат, привести к поломке помпы или полностью забить каналы радиатора, перекрыв циркуляцию жидкости. Чтобы этого не произошло, необходимо периодически заглядывать в расширительный бачок, контролировать уровень и цвет жидкости и вовремя менять антифриз.
Бывают случаи, когда антифриз, отработав положенный срок, еще сохраняет противоморозные свойства, но при этом присадки, которые должны защищать от коррозии уже давно не выполняют свои задачи.
Многим жителям постсоветских стран антифриз известен под названием «Тосол» — торговое название незамерзающей охлаждающей жидкости, разработанной в СССР. Тосол и его модификации относят к традиционному типу антифризов. Слово «ТОСОЛ» образовано из аббревиатуры «ТОС» — «Технология органического синтеза» (один из отделов НИИ органической химии и технологии, где работали создатели) и окончания «-ол», используемого в названии спиртов (этиленгликоль — это двухатомный спирт).
Заливая в систему охлаждения некачественный антифриз, зимой можно столкнуться с другой проблемой — размораживанием патрубков и радиаторов. Качественная охлаждайка должна сохранять свои свойства при заявленной минусовой температуре. Даже при экстремально низких температурах хороший антифриз приобретает желеобразную консистенцию, благодаря чему имеет меньший коэффициент расширения, чем вода. Это практически исключает размерзание системы.
Охлаждающие жидкости на основе гликоля очень ядовиты при приёме внутрь. Поскольку они сладкие на вкус, наиболее подвержены риску отравления дети и домашние животные. При отравлении гликолевый антифриз воздействует на центральную нервную систему, вызывая потерю координации, слабость, рвоту.
Знаете ли вы, что…
Вода при замерзании увеличивает объем на 9 %, раствор 25 % этиленгликоля и 75 % воды — на 3,5 %, а раствор 40 % этиленгликоля и 60 % воды — только на 1,5 %, что безопасно практически для любых конструкционных материалов. Интересно, что концентрат антифриза замерзает при более высокой температуре, чем готовый раствор — -14 °С.
Отправить комментарий